Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Советы учителя-логопеда

Консультация для родителей

Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно

и состоит из 4 этапов:

Этапы

Цель

Первый

Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

Второй

Постановка звуков

Добиться правильного звучания изолированного звука.

Третий

Автоматизация звуков

Добиться правильного произношения во фразовой речи.

Четвертый

Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Общие положения

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

  • детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях:

  • тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
  • не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
  • задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
  • все задания выполняются до конца;
  • занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Консультация для родителей

«Логопедические игры по дороге в детский сад»

Многие родители считают, что у них совсем нет времени заниматься со своим ребенком. Заниматься с ребенком можно не только дома за столом, но и по дороге в детский сад.

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребёнка. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

«Наблюдаем за транспортом».

  • Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов встретилось вам по дороге.
  • Расскажите, какими они бывают?
  • Как их можно назвать одним словом? (транспорт). Вспомните сколько дверей, колёс у автобуса.
  • «Какой вид транспорта вы ещё знаете? (водный – корабль, лодка…, воздушный – самолёт…)

Игра «Назови лишнее слово».

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  • Кукла, песок, юла, ведро, мяч.
  • Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.
  • Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
  • Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
  • Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

«А дома бывают разные …»

  • Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают?
  • Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные …, высокие, низкие, красивые … .
  • Вспомните, на каком этаже вы живёте?
  • Сколько этажей над вами, под вами?
  • Посчитай сколько окон на вашем этаже, в доме?

«Похлопай, как я!»

Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сначала простые ритмы, затем сложнее. Ребёнок слушает и старается его воспроизвести.

Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы и т.д.

Развивайте ориентацию в собственном теле: «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку. Дотронься левой рукой до правого уха , до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз и т.д.»

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребёнка. С помощью таких игр ребёнок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий связной речи.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Рекомендации для родителей от логопеда